↑ Вернуться: Тренинги

Тренинг по социально-психологической адаптации

Под социально-психологической адаптацией (СПА) понимается такое направленное изменение (самоизменение) взаимодействия личности («Я») со средой, которое характеризуется:
1. Сохранением личности и социальной среды, экологичным отношением индивида к себе и миру вокруг, осознанием необходимости для личности постепенных, эволюционных изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения (жизнедеятельности)
2. Приспособлением – которое рассматривается и как процесс, и как результат деятельности личности в отношении к изменившимся (меняющимся) условиям социальной среды. Становление новых приспособительных «механизмов» ориентировано на гармонизацию отношений (взаимодействия) личности со средой, выравнивание баланса на полюсе личности.

Стрессовые нагрузки во-первых, лавинообразно нарастают у школьников 9-11 классов (необходимость профессионального или «образовательного» самоопределения, расширяющиеся контакты с социумом, «вузовская» модель обучения во многих учебных заведениях и т.д.), во-вторых, повышаются мотивация и готовность к «встрече» с собой, со своим внутренним миром (возросшая ответственность за собственный выбор, осознание уникальности «Я» и среды и т.д.).

Шкала стресса у детей

25

Различные события оказывают разное влияние на уровень стресса детей и подростков: чем выше показатели, тем больше стресс.
Тренинг является одной из форм работы по СПА. Особенностями (преимуществами) тренинговой формы работы с подростками и старшими школьниками являются:
• наличие группы как модели социума (множество «Я» сверстников расширяет поведенческий репертуар личности: тип поведения «Другого» может становиться личностно-усвоенным потенциалом поведения «Я», ресурсом);
• наличие правил, которые задают партнерский тип общения и обеспечивают психологическую безопасность участникам;
• особый режим, который обеспечивает интенсивность проживания: концентрированность процесса взаимодействия и законченность его во времени.
Эти три условия дают возможность осознать себя, свой потенциал и нарабатывать опыт взаимодействия с другими «здесь и теперь».

Логика тренинга: содержание дней (модулей)

Логика построения тренинга отражается в последовательности задач: от понятия стресса через поведенческие навыки к индивидуальным стратегиям.
Содержание первой встречи – знакомство, принятие правил, создание «рабочей» атмосферы тренинга.

Вторая встреча – знакомство с понятием стресса и формирование позитивного отношения к нему.

Третья встреча – обучение конкретным навыкам жизни со стрессом.

Четвертая встреча – прикосновение к внутреннему миру подростка через создания коллажа «Какой я».

Пятая встреча – самопомощь как индивидуальная стратегия управления стрессом.

Шестая встреча – навыки психологической поддержки и подведение итогов тренинга («шаг в будущее», «сбор чемодана в дорогу»).

Таким образом, можно выделить 3 основных модуля, присутствующих в каждом дне занятий и составляющих основное содержание следующих встреч (дней):

I модуль – 1 — 3–ий дни. Знакомство со стрессом + общие способы управления стрессом + позитивное отношение к стрессу.

II модуль – 4 – 5-ый дни. Индивидуальные способы управления стрессом + индивидуальные способы антистрессового поведения.

Ш модуль – 6-ой день. Способы поддержки другого в стрессовой ситуации + навыки партнерского общения (взаимодействия).

Каждая встреча начинается с «разогревающих» упражнений и завершается обсуждением находок и достижений дня для каждого из участников. Обязательным элементом каждого занятия являются упражнения на выработку навыков овладения стрессом по степени нарастания сложности, упражнения на поддержку и домашние задания.

Сценарий тренинг

В ходе первого дня акцент делается на принятие правил работы в группе. Необходимо принятие правил всеми участниками группы в ходе специальной процедуры: каждому предлагается произнести фразу типа: «Я согласен с правилами группы» или «Я принимаю правила группы». Знакомство может быть организовано как объединение в группы по различным основаниям (юноши/девушки, дата рождения по временам года, цвет глаз, любимое направление в музыке и т.д.). Важной задачей является работа с ожиданиями участников и создание позитивной установки (мотивации) на работу. Домашнее задание – вспомнить и записать в тетрадь (в ходе занятий рекомендуется вести записи в тетради, которую в дальнейшем можно использовать кА «Дневник стресса») все известные учащимся человеческие чувства и эмоции, например, в форме «Энциклопедии эмоций».

На второй встрече дается понятие стресса либо через мини-лекцию, подготовленную ведущим, либо посредством организованного с группой диалога. Последнее возможно, через методику незаконченных предложений: «Когда я испытываю (переживаю) стресс, я чувствую …».
Исходя из того, что у детей стресс обычно ассоциируется с негативными переживаниями, предлагается групповая дискуссия «Сильные стороны стресса», которая позволяет выработать позитивное отношение к стрессу. Возможной формой проведения групповой дискуссии может быть игра «Суд над стрессом» с ролями прокурора, адвоката, присяжных заседателей и судей: как правило, игра проходит между двумя командами, одна из которых готовит роль обвинения, другая – роль защиты. Завершиться день может обсуждением «Что нового я узнал о стрессе?» и упражнениями на поддержку. Пример поддержки – упражнение «Ладошка»: каждому участнику предлагается на листе бумаги обвести ладонь с разведенными в стороны пальчиками.«Внутри» каждого пальчика обладатель ладошки пишет свои качества, которые ценит в себе, и подписывает листок. Затем одновременно листочки передаются по часовой стрелки соседу, который вне ладошки пишет привлекательные для себя качества хозяина ладошки. Листочек возвращается хозяину, пройдя весь круг участников тренинга. Домашнее задание – написать «Похвальное слово» стрессу (например, стилизация под известный литературный жанр). Кроме того, на следующее занятие участникам рекомендуется приходить в спортивной форме.

Третья встреча посвящена «встрече» с собственной телесностью. Задача дня – смоделировать («прожить») в тренинговом пространстве разные способы преодоления стресса. Материалом могут быть различные упражнения на дыхание, медитативные и телесно-ориентированные упражнения. День начинается с упражнения на «разогрев» «Птицы, пауки и блохи».
Группа делится на две части. Каждая команда должна договориться и выбрать себе одну из ролей – птиц, пауков или блох, так, чтобы другая команда об этом не знала. При этом, «Птицы» едят «Пауков», «Пауки» едят «Блох», «Блохи» кусают «Птиц». «Едят» или «Кусают» означает захват участника противоположной команды. Каждая роль обозначается своим специфическим жестом для того, чтобы можно было невербально изобразить выбранную командой роль. В соответствии со своей ролью участники команды либо стараются убежать, либо догоняют и захватывают членов противоположной команды.
Далее предлагаются упражнения на снятие мышечного напряжения, на направленное воображение, которые обучают навыкам овладения собой в стрессе. Итогом дня может стать написание «Пособия «Что делать в стрессовых ситуациях?», (можно на дом), адресованное как самому себе, так и другим участникам тренинга.

На четвертой встрече после обсуждения домашнего задания каждый участник создает коллаж на тему «Какой Я». Для этой работы необходимо иметь разнообразные иллюстрированные журналы, ножницы, клей, бумагу для основы коллажа. Желательна спокойная музыка. Обсуждение происходит только по желанию автора. Работу по составлению коллажа может завершить или предварять обсуждение сложности устройства человеческой личности (структура личности, субличности и т.д.). Домашнее задание: предлагается (возможно, на основе коллажа) поразмышлять на тему «Как я могу «приручить» стресс? (Что во мне поможет мне? Какая часть меня способна справиться со стрессом?)»

Пятая встреча посвящена поиску и осознаванию индивидуальных стратегий управления стрессом. Предлагается поделиться своим опытом поведения в критических ситуациях и выхода их них. Это позволяет им познакомиться с различными вариантами самопомощи. Итогом этого дня является осознанный выбор из всех предложенных способов самопомощи (которые возможно добавить и ведущему) тех, которые наиболее адекватны личностным особенностям подростка. Одним из упражнений может быть релаксационное упражнение, в котором объединяется работа тела, психики и дыхания.
Тест рекомендуется записать на магнитофон.

«Устройся поудобнее. Глубоко вдохни и выдохни. Теперь напряги пальцы ног одновременно с глубоким вдохом через нос. Пусть выдох пройдет через пальцы ног. Постарайся увидеть, как из них «вытекает» напряжении.
Внимание на стопу и голеностоп. На вдохе напряги стопу, на выдохе «выдохни» через нее. Повтори: вдох, выпяти живот, медленный выдох без усилия через стопы.
Внимание на икры ног. Вдох, напряги мышцы. Выдох через икры. Выдыхаешь ртом, плечи и челюсти слегка опускаются. Еще раз: вдохнуть, медленно напрячь икры, выдохнуть, медленно расслабить.
Мышцы бедер. Вдохнуть и напрячь, медленно выдохнуть через мышцы. Еще раз вдохни и напряги мышцы; медленно выдохни, опуская плечи и челюсть.
Теперь ягодичные мышцы. Вдохни и напряги их; выдохни и расслабь. Снова: вдох через нос, напрячь мышцы; медленный выдох, опустить плечи.
Поясница. На вдохе прогнись в пояснице, на выдохе расслабь и выдохни через нее. Вдох, наряжение; выдох, представь, как напряжение уходит из этой области.
Живот. На вдохе напряги брюшной пресс; свободно, без усилий выдохни. Вдох через нос, выдох, плечи и челюсти опускаются.
Верх спины. Вдохни и сведи лопатки вместе. Выдохни через лопатки. Медленный вдох, напряги спину, медленный выдох, расслабься.
Плечи. На вдохе подними плечи, на выдохе дай им спокойно опуститься. Вдох, напряжение, выдохни через плечи.
Переходим к шее. Вдох через нос, выпячивая живот, свободный выдох через шею.
Лицо. На вдохе напряги мышцы вокруг глаз и рта, наморщи лоб. Выдохни через лицо, расслабься. Вдох, напряги мышцы, выдох, проследи как напряжение «вытекает».
Руки. Вдохни и напряги мышцы, затем выдохни через них. Вдох через нос, затем медленный выдох, свободно опуская плечи и челюсть.
Закончим кистями рук. Вдохни и собери все напряжение, какое еще осталось в твоем теле, в сжатые кулаки, затем выдохни через руки, медленно разгибая пальцы. Снова вдохни и сожми кулаки, затем выдохни без усилий и представь, как остатки напряжения стекают с кончиков пальцев».

Формой обсуждения индивидуальных сложностей, возникающих у подростков в стрессовых ситуациях, может стать «открытая психологическая консультация», когда группа выступает в качестве «консультанта» по отношению к тому, кто обратился с запросом (вопросом, проблемой).
В ходе пятого дня возможно введение языка ненасильственной коммуникации, «Я-высказывания» и т.д.
Стоит быть готовым к тому, что в рамках данного сценария 5-6-й дни, скорее всего, станут пространством для обсуждения личностных проблем, не связанных непосредственно со стрессом. Вариантом содержательного итога занятия может стать упражнение «шаг в будущее», в ходе которой ведущий предлагает участнику карточки, моделирующие определенные стрессовые ситуации и начинающиеся со слов «А если …». Участники предлагают свои варианты поведения в стрессовой ситуации, после чего группа помогает каждому «А еще ты можешь (умеешь)…». Закончить день упражнением на поддержку (техника «Комплимент»). Домашним заданием может стать размышление на темы «Если я буду переживать стресс…», «Если мой друг (подруга, знакомый, мои родители и т.д.) окажутся в стрессовой ситуации…»

В ходе шестой, последней встречи участникам тренинга дается понятие психологической поддержки, представление о поддерживающей коммуникации, гуманистическом общении. Предлагается вспомнить и поделиться опытом получения поддержки от других людей.
Далее идет групповая дискуссия на тему «Как я могу помочь другому в критической ситуации». В ходе дискуссии обобщается и закрепляется полученный на тренинге опыт. Завершается тренинг обсуждением самых ярких и значительных переживаний, полученных в течение всех шести встреч. Одной из важных форм завершения тренинга может стать процедура «Сбор чемодана в дорогу», в ходе которой каждый из участников «положит в чемодан» другому те, присущие ему позитивные черты (ресурсы), которые проявились в ходе тренинга и могут оказаться необходимыми в стрессовой ситуации.

Социально-психологический тренинг с подростками

Восстановление доверия к миру.
Снятие тревожности и напряженности.
Развитие психологической устойчивости к трудным ситуациям.
Облегчение процесса школьной адаптации.
Предоставление возможности осознания собственных проблем.

Темы занятий:

Я – уникальный.
Значение положительного подкрепления в общении.
Умение слушать другого человека
Как заводить новые знакомства с людьми противоположного пола.
Вербальное и невербальное общение.
Проекция своего будущего.
Осознание своего стиля в преодолении трудностей и поиск внутренних ресурсов
Каким меня видят другие.
Групповое давление.
Умение сказать «нет».
Что такое дружба и друзья.

Социально-психологический тренинг с подростками

Восстановление доверия к миру.
Снятие тревожности и напряженности.
Развитие психологической устойчивости к трудным ситуациям.
Облегчение процесса школьной адаптации.
Предоставление возможности осознания собственных проблем.

Темы занятий:

Я – уникальный.
Значение положительного подкрепления в общении.
Умение слушать другого человека
Как заводить новые знакомства с людьми противоположного пола.
Вербальное и невербальное общение.
Проекция своего будущего.
Осознание своего стиля в преодолении трудностей и поиск внутренних ресурсо
Каким меня видят другие.
Групповое давление.
Умение сказать «нет».
Что такое дружба и друзья.

Яндекс.Метрика -->