↑ Вернуться: Тренинги

Тренинг по суициду

Модуль по работе с подростками по профилактике суицидального поведения

1. Знакомство
2. Ожидания
3. Правила работы в группе
4. Мозговой штурм «Что такое душа»

Здесь необходимо определиться из чего она состоит, кто как ее представляет. Как изменяется наше душевное состояние, кто на него может влиять? Можем ли мы управлять своими душевными движениями, и почему на ваше душевное состояние кто-то может повлиять помимо вашей воли? Что такое понятие душа внешняя и душа внутренняя? Что может и должно быть в душе внутренней? Маска и игра — в чем различие? Часто говорят, что: «Маска – скрывает, игра – раскрывает». Верно, но может быть и игра, которая скрывает. Может быть, дело в наличии или отсутствии внутреннего конфликта? Маска негармонична внутреннему и находиться с ним в конфликте, внутреннее рвется через маску. А игра – посланец внутреннего, внутреннее благодарно своему внешнему представителю и конфликта нет.
Во внешней душе для других должно быть то, что нужно людям и ситуации. Во внешней душе для себя должно быть то, что нужно мне, что порадует или простимулирует меня. А что должно быть во внутренней душе? Что — самое глубинное? Что — исходно? Почему вы это выбираете? зачем вы это выбираете?
Обсуждение
Мнение ведущего:
Исходно, во внутренней душе должен быть покой. или пустота. или просто присутствие — это все синонимы. Может быть образ ровного зеркала, которое отражает все, но в котором в самом нет ничего.
Во внутренней душе должно быть – НИЧЕГО. Просто присутствие в мире.
Предложение — поискать это в себе

5. Обсуждение в малых группах «Что меня задевает – и как я расстраиваюсь?»

Группа разбивается на несколько подгрупп и им дается задание:
На листочках: запишите четыре ситуации из области взаимоотношений со своими близкими, любимыми, друзьями или знакомыми, когда поведение или реакции этих людей вас задели: возмутили, обидели или хотя бы огорчили. 5 минут.
• Только не писать общее, ярлыками: «Бывшая девушка плюнула мне в душу, по-смеявшись над моими чувствами к ней. Свинья!!!» Что конкретно сказала, сделал, при каких обстоятельствах?
Задача разобраться и нарисовать разумную схему с деталями, объясняющую вот что. Есть люди, которые обижаются легко, которые все время возмущаются, а есть люди, которые на все смотрят со спокойной улыбкой.
Кто себя оценит как Эмоционально заряженного, часто готового обижаться, злиться или возмущаться?
А кто — человек принимающий, для которого такие эмоции не свойственны?
От чего это зависит? Каким образом мы в душе делаем обиду, злость или возмущение? Как устроена душа, которая делает обиды, злость или возмущение?
Обсуждение в малых группах.

Как возможно возмущение
Доклады от малых групп, ведущий обобщает и по результатам рисует схему «Как делаются обиды и возмущение».
Возмущаются или те, кто не может не возмущаться, или кто находит в этом условную выгоду:
Например: так жизнь заполненнее, не так скучна, или так нахожу дополнительную энергетику (в агрессии) или это способ привлечения внимания.
Чаше всего с кличками «Негодяй» кидаются три типа людей:
1. Славный, но с детскими чертами человек, страстно желающий, чтобы мир был только пpeкрасным, а не реальным. Он хочет, чтобы погода была только солнечной, чтобы люди были только честными, и когда он видит, что солнце вдруг сменяется дождем, а люди обнаруживают свою нечестность или злость — у него так сердце кровью обливается, что он от этой боли начинает всех подряд бить, например словами: «Негодяи»
2. Человек ограниченный, не склонный к пониманию Другого. Он знает Как Должно (на его взгляд), и не видит Не Так. А почему не так, его не интересует. Но Важно еще то, что он заранее думает о человеке плохо.
3. Человек, наполненный злыми чувствами. А за этим, как правило, стоит какое-то неблагополучие: усталость, уязвленная самооценка, какая-то боль внyтpи, Или страх. Злые чувства — как душевный яд: в тебя влили, на тебя наорали — начинаешь ругаться ты. И заражаешь других.
А когда:
• Люди взрослые, способные смотреть на мир реалистично,
• когда люди умеют смотреть на мир и людей широко, без шор — и людей понимают,
•а также когда люди душевно здоровые, у которых в душе не боль, а свет, тепло и радость —
тогда вокруг такого человека Негодяев нет. Но есть мир и люди, в жизни которых можно по-разному поучаствовать.
А если у тебя есть злость и возмущение, посмотри на себя, что ты в своей душе потерял: реалистичность? Широту взгляда, понимание? Или просто заразился злыми чувствами? И когда диагноз ставиться себе правильно, лечиться – легче.
Презентации наработок малых групп.
Затем обсуждение по кругу. Или — работа в малых группах. Размышление: Наверное, в самой глубине души (в духе) должно быть Ничего: Покой и Свет. В душе тогда рождаются много чувств (зародышей чувств), их можно развить или погасить. У некоторых чувство застревает, как, заноза, и тогда говорят о душевной заболевании.

6. Игра «Нашествие Орды на Витязей»

Задача – развить способность делать мощные душевные удары или таким ударам противостоять.
Общая схема игры:
Группа делиться на 3 или 4 подгруппы. Одна группа становиться Витязями, остальные – Орда.
Задание Витязям: вы встанете в круг лицом внутрь. На вас сейчас будут нападать, Орда, в данном случае — три другие команды. Их задача — вас достать (душевно), вызвать в вас какие-то любые живые душевные реакции. А ваша задача — оградить свой Внутренний Мир от вторжения извне. Соответственно сейчас ваша задача будет сильно погрузиться в себя, отрешиться от любых внешних воздействий. Вам надо будет застыть, душевно заморозиться. По моему сигналу вы разворачиваетесь лицом В наружу, и в тот же момент на вас налетят, как Орда, три внешние команды. Игра на честность: если тебя достали, ты хоть чуток улыбнулся — ты снова разворачиваешься внутрь, собираешься, приходишь В себя, после чего с новыми силами разворачиваешься лицом к Орде.
— Орда! Запомните, у вас есть только два огра¬ничения: вам нельзя дотрагиваться до Витязей и нельзя им орать в ухо. Все остальное, любые провокации — все можно. Если человек моргнет — это не считается, это реакция физиологическая, а не душевная. Но если вы ему скажете: «Ты моргнул, все, выходи!», и он ответит вам: «А моргать можно!», то тут-то он и выходит, потому что вы его поймали. Орда, я советую вам работать творческими группками, так легче выводить даже самих стойких. Что касается Витязей, то они не имеют прятать глаза: они должны смотреть прямо, так, чтобы любой оказался в поле их физического зрения.
• Как внутренне защищаться Витязям? Если они слабы, они могут постараться отключиться от внешнего мира и занять себя внутренними картинками, действиями и переживаниями (считать баранов, видеть себя горящим на костре, видеть лицо любимой и т.д.), если же они сильнее, они не будут уходить от ситуации и будут пребывать здесь и сейчас, видя все и все воспринимая – но не реагируя, не откликаясь.
И так Витязи поворачиваются. Орда – вперед!
• Надо сказать, что в реальности более трудная задача как раз не у Витязей, а у Орды. Вот так ни с того, ни с сего устроить хохму – а обычно выводят Витязей на смех – очень трудно, здесь нужна раскрепощенность, фантазия и мощная энергетика.
Игра-бой идет около 2-х минут под бодрую музыку. Затем группы меняются ролями. Конец — свисток ведущего и его вопросы: сколько витязей сломалось сразу? сколько в течение игры? сколько остались стойкими? кто дер¬жался с трудом? а кому это было нетрудно? и — ап-лодисменты!
• Особо можно выделить лучших Ордынцев, продемонстрировавших талант и энергетику.
Обсуждение
Свободное обсуждение в общем кругу: О чем говорит это вроде бы просто веселое детское упражнение? Где в жизни работает это упражнение? Где в жизни нужны такие умения? Умеете ли вы хранить мир своего Bнyтpeннeгo мира от натиска Орды мира внешнего? Умеете ли вы свободно запускать энергетику своего Bнyтpeннeгo мира, чтобы преображать внешний мир весельем и праздником? Жив ли в вас ребенок, которому так легко и естественно свою жизнь праздновать?

7. Теоретическая схема «Как возможно возмущение»

Самая типичная основа возмущения (обиды) — неприятие реальности. «На меня накричала мама, я почувствовала на нее обиду!» — Значит, у тебя в душе живет уверенность, ожидание, что мама не должна быть мамой ¬такой, какая она есть, а должна всегда тебя понимать и никогда на тебя не кричать. Так? А что было бы у тебя в душе, если бы ты, слыша мамино возмущение, отнеслась к этому просто как к тому, что мама есть мама и поэтому она кричит. Это такая ситуация, в которой можно что-то делать или не делать – но это просто есть.

8. Работа в малых группах «Мои и наши верования»

Группа разделяется на подгруппы и им дается задание: соберите типичные верования, каким должен быть мир и люди, особенно близкие и любимые вам люди. Те верования, которые, собственно, и порождают обиды на них и возмущение (когда-то) ими.
Типичный список:
• Разумны и справедливы
• Отвечать добром на добро
• Не лезть в мою душу и вообще меня не насиловать
• Держать свое слово и выполнять свои обещания
• Честными, не врать мне
• Помогать в беде, не оставлять меня одну в трудной ситуации
• Чувствовать мое состояние и когда-то без лишних слов догадываться, что мне сейчас нужно.
В общем, мир должен быть внимательным и добрым ко мне. Как мама. Мир – не зол. Мир – не добр. Мир – просто есть.
Презентация наработок малых групп.
Вопрос группам: Согласитесь ли вы этот свой список озаглавить «МОИ ГЛУПОСТИ!» — дискуссия.

9. Мозговой штурм «Причины суицидального поведения»

Участники должны назвать причины суицидального поведения подростков
Примерный список
• Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
• Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.
• Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителя из семьи.
• Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
• Боязнь позора, насмешек или унижения.
• Страх наказания, нежелание извиниться.
• Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
• Чувство мести, злобы, протеста.
• Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от решения проблем.
• Сочувствие или подражание значимым людям, героям книг, фильмов, кумирам.

10. Дискуссия «Мифы и факты о самоубийстве».

Обсудите с группой случаи самоубийств, с которыми сталкивались участники семинара.

МИФЫ И ФАКТЫ О САМОУБИЙСТВЕ

26

После этого обсудите с группой как можно определить человека, который хочет совершить суицид.

ДЕСЯТЬ ОБЩИХ ЧЕРТ СУИДИДА

1. Общей целью суицида является нахождение решения.
2. Общая задача суицида состоит в прекращении сознания.
3. Общим стимулом к совершению суицида является невыносимая психическая (душевная) боль.
4. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности.
5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность, безнадежность.
6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность.
7. Общим состоянием психики при суициде является сужение когнитивной сферы.
8. Общим действием при суициде является бегство от действительности.
9. Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении.
10. Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения.

ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ САМОУБИЙСТВА
(ищите несколько признаков)

1. Приведение своих дел в порядок, раздача ценных вещей, упаковывание. Человек был неряшливым, и вдруг начинает все приводить в порядок, делает последние приготовления.
2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
3. Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить.
Появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве.
4. Письменные указания в письмах, записках, дневнике.
5. Словесные указания или угрозы.
6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.
7. Бессонница.
8. Попытки самоубийства в прошлом.
Игнорирование этих сигналов может быть воспринято подростком как одобрение его намерений.
11. Работа в малых группах «Стратегия помощи подростку, который хочет совершить суицид»
Группа разбивается на несколько подгрупп, каждой подгруппе дается задание написать, как можно помочь подростку, который хочет совершить самоубийство.

СТРАТЕГИЯ ПОМОЩИ

1.ВЫСЛУШИВАЙТЕ – «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить словами типа: «Не все так плохо, вам станет лучше, не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы, внимательно слушайте.
2.ОБСУЖДАЙТЕ — открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом – большинство людей чувствует неловкость, говоря о своих проблемах (особенно о самоубийстве), и это проявляется в отрицании и избегании этой темы. Беседы не могут усугубить состояние клиента, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к психологу.
3. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать психолога за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что Вы принимаете их всерьез.
4.ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ — обобщайте, проводите рефрейминг – «такое впечатление, что ты на самом деле говоришь о…», «большинство людей задумывалось о самоубийстве…», «ты когда-нибудь думал, что совершишь это?». Если Вы получаете утвердительный ответ, переходите на конкретику: «Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что, если у тебя дрогнет рука, и ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет?». Недосказанное, затаенное Вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить о своих замыслах.
5.ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ. Признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем Вы можете помощь. Поскольку он Вам уже доверяет, узнайте, кто еще мог бы помочь ему в этой ситуации.
6.Если Вам необходимо уехать, назначьте четкое время встречи по возвращении. Можно использовать открытки, письма, телефонные звонки.

12. Подведение итогов семинара.
13. Заполнение анкет обратной связи
14. Вручение сертификатов.
Яндекс.Метрика -->